Пятница, 17.05.2024

< Европейский зонд «Гера» навестит Марс перед своей основной миссией
01.05.2024 22:41 Давность: 15 days
Категория: Системы планет гигантов, Сатурн

Активность гейзеров на Энцеладе связали с трением льдин на его южном полюсе

Планетологи из США открыли в данных с межпланетного зонда "Кассини" свидетельства того, что периодические сдвиги в активности гейзеров на Энцеладе, одном из спутников Сатурна, возникают в результате своеобразного "трения" между фрагментами льдин внутри так называемых "тигровых полос", набора трещин на южном полюсе этой луны планеты-гиганта. Выводы ученых были опубликованы в статье в научном журнале Nature Geoscience.

"Проведенные нами расчеты показывают, что приливные силы и прочие взаимодействия между Энцеладом и Сатурном порождают периодические сдвиговые перемещения льдов внутри "тигровых полос" на южном полюсе этой луны. Эти движения влияют на характер извержений гейзеров Энцелада и объясняют суточные вариации в их активности", – пишут исследователи.

К такому выводу пришла группа американских планетологов под руководством старшего научного сотрудника Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (США) Райана Парка при анализе данных, которые были собраны межпланетной станцией "Кассини" во время ее периодических сближений с "Энцеладом" и длительных наблюдений за активностью гейзеров на его южном полюсе.

Ученые обратили внимание на то, что интенсивность этих выбросов периодическим образом менялась с периодом в 32 часа, что совпадает с продолжительностью суток на этой луне Сатурна. Это натолкнуло ученых на мысль, что эти вариации в силе гейзеров были связаны с некими геологическими процессами внутри недр Энцелада в окрестностях приполярных "тигровых полос".

появлению внутри тигровых полос так называемых сдвиговых перемещений. Так геологи называют процесс, в ходе которого два соседних пласта пород или льда движутся горизонтально в противоположных направлениях.

В недрах Энцелада, как выяснили Парк и его коллеги, это движение сопровождается активным трением пластов льда, в результате чего их движение периодически тормозится и ускоряется. Это меняет положение "полыней" на поверхности тигровых полос, что способствует или же мешает движению выбросов гейзеров из недр Энцелада в сторону его поверхности. Эти же процессы влияют на долгосрочную эволюцию недр луны Сатурна, чем можно пользоваться для изучения ее структуры, подытожили планетологи.

Источник: ИТАР-ТАСС